Перейти к содержимому

Мир изменился

Учитель vs Искусственный Интеллект: кто победит?

​С появлением и внедрением искусственного интеллекта в систему школьного образования не трудно предположить, что произойдет с этой системой, если не предпринять определенных усилий - она разрушится. Это может произойти в следствии того, что в связи с передачей учебных функций искусственному интеллекту, интеллект естественный, тот, что сотворен Богом и дан человеку изначально, останется не у дел. Единство школьного обучения, в котором ключевую роль выполняет пара: учитель – ученик в непосредственной соотнесенности друг с другом, будет нарушено. Эта связь – основа образовательного процесса. Учитель передаёт не только знания, но и определённую духовную энергию, которая наполняет информацию смыслом. Именно это делает знание живым, превращает его в часть внутреннего мира ученика. Будучи разделенными, субъективная духовная энергия и объективная информация, сами по себе, в качестве образовательной субстанции не работают. С одной стороны, духовный субстанциональный потенциал учителя, предназначенный воплотиться в форме знания в сознании ученика, не будучи обличен в форму учебного материала, остается невостребован; с другой стороны, информация, переданная искусственным интеллектом, лишенная субстанционального наполнения, поскольку цифра не обладает таковым, в сознании ученика не инициирует образовательный процесс.

​Так же как в компьютерной игре, играющий, пребывая в иллюзии реальности, в действительности соотносится с цифрой, в результате игрок вычерпывает свой жизненный потенциал, не получая адекватного возмещения, поскольку на той стороне безжизненная программа – цифра. Ситуации похожи, хотя, конечно, компьютерная игра не имеет отношения к образованию, в игре работают интерес, страсть, в итоге зависимость – реалии прямо противоположные образованию.

​Школа не игра. Образование причастно свободе и через свободу - Богу. Но образование, в отличие от игры, например, дается не легко, поскольку, по сути, оно есть путь, сопряженный с такими реалиями как время, выражающее себя в виде возраста ученика, жизненная среда, мировоззрение и наконец вера. Путь познания он же образование не предполагает готовых ответов и решений.

​Ко всему вышеперечисленному, деструктивная суть ИИ заключается еще и в том, что посредством его применения устраняется необходимость в жизненно важной для человеческого интеллекта работе, такой как анализ, доказательство, смысловое построение, подвижность и гибкость ума, умозрение. А с учетом того, что школьное образование имеет дело с детским интеллектом, интеллектуальные способности, которые я перечислил, не получат должной нагрузки и будучи невостребованы останутся на начальной стадии своего развития... К чему это приведет наших детей понятно, поэтому, легкомысленное отношение к такому явлению как ИИ тех, кто причастен или непосредственно занимается школой, было бы не допустимо, поскольку, еще раз подчеркну, опасность нависла над детьми, и ответственность за то, каким будет наш мир через 20 – 30 лет сейчас лежит на нас.

​Вместе с тем, мы понимаем, что в связи с появлением и вхождением ИИ в нашу жизнь, мир уже изменился и это изменение стремительно набирает обороты. Да, мир изменился и это изменение имеет исторический характер, поэтому глупо было бы думать, что можно и нужно повернуть вспять ход истории, вектор движения культуры задан, и мы должны этому соответствовать. Столь же глупо и невозможно было бы прятаться от такого грандиозного свершения человеческой мысли как создание искусственного интеллекта. Миллионы людей на планете, используя ИИ, убеждаются в грандиозности и перспективах применения. Скорость обработки и синтеза информации ИИ не сопоставима с человеческими возможностями, а следовательно эффект от использования ИИ во всех отраслях человеческой деятельности превосходит самые смелые ожидания. Перечислять направления, в которых ИИ уже успешно используется, наверное, нет необходимости, явление ИИ событие историческое, а значит оно становится органически причастно жизни людей. Но история так же говорит нам о том, что зачастую, гениальные открытия, существенно меняющие жизнь людей в сторону созидания и возвышения, содержат в себе столь же масштабный разрушительный потенциал. Так вот, в ситуации с ИИ, мы можем наблюдать именно такой феномен. Что может быть страшнее для человека, а в перспективе страны, нации такого диагноза как задержка интеллектуального развития? А именно этот диагноз, при безответственном использовании, таит в себе ИИ, и реалии этого заболевания я вкратце перечислил выше. Проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, тем более что главным образом она касается школьников, чей интеллект находится в стадии становления.

​ Решение столь же очевидно, сколь необходимо. На первый план обучения в школе должны выйти те дисциплины, в которых духовный или, иными словами, субъективный материал лежит на поверхности. Та самая энергия, о которой я говорил выше как о ключевой субстанции, инициирующей в сознании образовательный процесс, должна поставляться школьнику в изобилии, а для этого она должна быть легко доступна и легко вступать в соотнесенность с восприятием. Для этого, необходимо сместить акцент на гуманитарные дисциплины: литературу, историю, искусство, обществознание, вероучительные дисциплины. Сместить акцент, это значит, придать этим направлениям статус обязательного государственного экзамена, результат которого стал бы основополагающим фактором аттестации выпускника.

​Вопросов на этом пути пока больше, чем ответов, но разрешение их это насущная и безотлагательная задача. Приоритет гуманитарного обучения нужно расценивать не как первенствования над…, а как необходимое условие сохранения школьного образования в сложившейся исторической реальности.


-- Виктор Барановский

Войти оставить комментарий