С появлением и внедрением искусственного интеллекта в систему школьного образования не трудно предположить, что произойдет с этой системой, если не предпринять определенных усилий - она разрушится. Это может произойти в следствии того, что в связи с передачей учебных функций искусственному интеллекту, интеллект естественный, тот, что сотворен Богом и дан человеку изначально, останется не у дел. Единство школьного обучения, в котором ключевую роль выполняет пара: учитель – ученик в непосредственной соотнесенности друг с другом, будет нарушено. Эта связь – основа образовательного процесса. Учитель передаёт не только знания, но и определённую духовную энергию, которая наполняет информацию смыслом. Именно это делает знание живым, превращает его в часть внутреннего мира ученика. Будучи разделенными, субъективная духовная энергия и объективная информация, сами по себе, в качестве образовательной субстанции не работают. С одной стороны, духовный субстанциональный потенциал учителя, предназначенный воплотиться в форме знания в сознании ученика, не будучи обличен в форму учебного материала, остается невостребован; с другой стороны, информация, переданная искусственным интеллектом, лишенная субстанционального наполнения, поскольку цифра не обладает таковым, в сознании ученика не инициирует образовательный процесс.
Так же как в компьютерной игре, играющий, пребывая в иллюзии реальности, в действительности соотносится с цифрой, в результате игрок вычерпывает свой жизненный потенциал, не получая адекватного возмещения, поскольку на той стороне безжизненная программа – цифра. Ситуации похожи, хотя, конечно, компьютерная игра не имеет отношения к образованию, в игре работают интерес, страсть, в итоге зависимость – реалии прямо противоположные образованию.
Школа не игра. Образование причастно свободе и через свободу - Богу. Но образование, в отличие от игры, например, дается не легко, поскольку, по сути, оно есть путь, сопряженный с такими реалиями как время, выражающее себя в виде возраста ученика, жизненная среда, мировоззрение и наконец вера. Путь познания он же образование не предполагает готовых ответов и решений.
Ко всему вышеперечисленному, деструктивная суть ИИ заключается еще и в том, что посредством его применения устраняется необходимость в жизненно важной для человеческого интеллекта работе, такой как анализ, доказательство, смысловое построение, подвижность и гибкость ума, умозрение. А с учетом того, что школьное образование имеет дело с детским интеллектом, интеллектуальные способности, которые я перечислил, не получат должной нагрузки и будучи невостребованы останутся на начальной стадии своего развития... К чему это приведет наших детей понятно, поэтому, легкомысленное отношение к такому явлению как ИИ тех, кто причастен или непосредственно занимается школой, было бы не допустимо, поскольку, еще раз подчеркну, опасность нависла над детьми, и ответственность за то, каким будет наш мир через 20 – 30 лет сейчас лежит на нас.
Вместе с тем, мы понимаем, что в связи с появлением и вхождением ИИ в нашу жизнь, мир уже изменился и это изменение стремительно набирает обороты. Да, мир изменился и это изменение имеет исторический характер, поэтому глупо было бы думать, что можно и нужно повернуть вспять ход истории, вектор движения культуры задан, и мы должны этому соответствовать. Столь же глупо и невозможно было бы прятаться от такого грандиозного свершения человеческой мысли как создание искусственного интеллекта. Миллионы людей на планете, используя ИИ, убеждаются в грандиозности и перспективах применения. Скорость обработки и синтеза информации ИИ не сопоставима с человеческими возможностями, а следовательно эффект от использования ИИ во всех отраслях человеческой деятельности превосходит самые смелые ожидания. Перечислять направления, в которых ИИ уже успешно используется, наверное, нет необходимости, явление ИИ событие историческое, а значит оно становится органически причастно жизни людей. Но история так же говорит нам о том, что зачастую, гениальные открытия, существенно меняющие жизнь людей в сторону созидания и возвышения, содержат в себе столь же масштабный разрушительный потенциал. Так вот, в ситуации с ИИ, мы можем наблюдать именно такой феномен. Что может быть страшнее для человека, а в перспективе страны, нации такого диагноза как задержка интеллектуального развития? А именно этот диагноз, при безответственном использовании, таит в себе ИИ, и реалии этого заболевания я вкратце перечислил выше. Проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд, тем более что главным образом она касается школьников, чей интеллект находится в стадии становления.
Решение столь же очевидно, сколь необходимо. На первый план обучения в школе должны выйти те дисциплины, в которых духовный или, иными словами, субъективный материал лежит на поверхности. Та самая энергия, о которой я говорил выше как о ключевой субстанции, инициирующей в сознании образовательный процесс, должна поставляться школьнику в изобилии, а для этого она должна быть легко доступна и легко вступать в соотнесенность с восприятием. Для этого, необходимо сместить акцент на гуманитарные дисциплины: литературу, историю, искусство, обществознание, вероучительные дисциплины. Сместить акцент, это значит, придать этим направлениям статус обязательного государственного экзамена, результат которого стал бы основополагающим фактором аттестации выпускника.
Вопросов на этом пути пока больше, чем ответов, но разрешение их это насущная и безотлагательная задача. Приоритет гуманитарного обучения нужно расценивать не как первенствования над…, а как необходимое условие сохранения школьного образования в сложившейся исторической реальности.
-- Виктор Барановский